Учителя группы:

                      Тимофеева Марина Геннадьевна 

                                     Ассистент учителя:

                      Голубева Татьяна Геннадьевна

                     

                        **********************************

                                  Помощник учителя:

                           Щюц  Людмила  Николаевна

 

 

телефон группы - 57832410

Направление группы: Искусство, живопись, рукоделие.

Lasteaia päevakava

 

Laste vastuvõtt   - 7.00 – 9.00

 

Individuaaltöö, lastegaõppe-ja loovmängud,

hommikuvõimlemine, ettevalmistamine

 

Hommikusöögiks - 7.00 – 8.30

 

Hommikusöök      - 8.30 – 9.00

 

Lõimitud õppetegevused -                  9.10 – 10.30

 

Õues viibimine(mängud,vaatlused,jalutuskäigud,

liikumismängud,vabаtegevus jm) - 10.40-12.20

 

Õuest tagasitulek, 

ettevalmistamine lõunasöögiks -     12.20 – 12.40

 

Lõunasöök -          12.40 – 13.00

 

Puhkeaeg  -           13.00 – 15.00

 

Järjepidev

tõusmine ettevalmistamine ooteks- 15.00 – 15.30

 

Õhtuoode -            15.40 – 16.10

 

Mängud toas või õues,

individuaalne töö, laste kojuminek -16.10 – 18.00

 

                          РАСПОРЯДОК ЗАНЯТИЙ

 

                 ПОНЕДЕЛЬНИК                                                             

Я и среда                                                                                                                                                       Язык и речь                                                                        Лепка                                                                                                                                                             Кunst eesti keeles-16.25 – 16.55                                                                                                                                                                            

 

            ВТОРНИК –      

Eesti keel – 9.00 – 10.05                                                                                                                          ´Музыка – 10.10 – 10.40             ´                                                                                                    

 Õues eesti keel – 11.30 – 12.00                                                                                                     Движение (улица)

 

                СРЕДА -                                                                                    

Я и среда                                                                                                                                                    Язык и речь                                                                                                                             Математика                                                                                                            

  Конструирование (аппликация)

 

               ЧЕТВЕРГ                                                                                                                   

Язык и речь                                                                                                                                 Движение (зал)                                                                                                                            

Я и среда (улица)                                                                                                                                                                                                             

 

               ПЯТНИЦА –                                                                                    

Eesti keel – 9.00 – 9.30 – 1 rühm; 9.35 – 10.05 – 2 rühm                                                          

Музыка – 10.10 – 10.40                                                                                                                        Язык и речь                                                                                                                               Рисование                                                                                                                           

  Эстонский язык -15.30 -17.00

 

 

 

            

 

Возрастные особенности детей 5-6 лет

 

Анатомо-физиологические особенности

 

Возраст 5-6 лет часто называют «периодом первого вытяже­ния», когда за год ребенок может вырасти на 7-10 см. Но все­-таки эти показатели у детей шестого года жизни чуть ниже, чем у воспитанников подготовительной группы. По средним данным, рост ребенка пяти лет составляет около 106,0-107,0 см, а масса тела – 17,0-18,0 кг. На протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц – 200,0 г, а роста – 0,5 см.

 

Каждый возрастной этап характеризуется, кроме того, разной интенсивностью роста отдельных частей тела. В течение шесто­го года, например, быстро увеличиваются длина конечностей, ширина таза и плеч у детей обоего пола. Вместе с тем имеются индивидуальные и половые различия в этих показателях. Напри­мер, окружность грудной клетки у девочек увеличивается ин­тенсивнее, чем у мальчиков.

 

Развитие опорно-двигательной системы

 

Развитие опорно-двигательnой системы (скелет, суставно-свя­зочный аппарат, мускулатура) ребенка к пяти-шести годам еще не завершено. Каждая из 206 костей продолжает меняться по раз­меру, форме, строению, причем у разных костей фазы развития неодинаковы.

 

Сращение частей решетчатой кости черепа и окостенение слухового прохода к шести годам заканчиваются. Сращение же между собой частей затылочной, основной и обеих половин лоб­ной костей черепа к этому возрасту еще не завершено. Между костями черепа сохраняются хрящевые зоны, поэтому рост го­ловного мозга может продолжаться. (Объем или окружность головы у ребенка к шести годам примерно 50 см.) Не заканчивает­ся и окостенение носовой перегородки. Эти особенности воспи­татель должен учитывать при проведении подвижных игр и физ­культурных занятий, так как даже самые легкие ушибы в области носа, уха могут привести к травмам.

 

Позвоночный столб ребенка пяти-шести лет также чувстви­телен к деформирующим воздействиям. Скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций, связок. При излишней массе тела, а также при неблагоприятных усло­виях, например при частом поднятии ребенком тяжестей, нару­шается осанка, появляется вздутый или отвислый живот, разви­вается плоскостопие, у мальчиков образуется грыжа. Поэтому воспитатель должен следить за посильностью нагрузок во вре­мя выполнения детьми трудовых поручений. Например, к выно­су пособий на участок привлекают одновременно нескольких детей.

 

В развитии мышц выделяют несколько «ключевых» этапов.

 

Один из них – это возраст шесть лет. К шести годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. Поэто­му дети относительно легко усваивают задания на ходьбу, бег, прыжки, но затрудняются в выполнении упражнений, требую­щих работы мелких мышц.

 

Основой двигательной деятельности является развитие ус­тойчивого равновесия. Оно зависит от степени взаимодействия проприоцептивных, вестибулярных и других рефлексов (пропри – оцептивные рефлексы – рефлексы, получаемые с мышц и сухо­жилий; вестибулярные рефлексы – реакции вестибулярного ап­парата (органа чувств, расположенного во внутреннем ухе человека) на изменения положения головы и туловища в про­странстве), а также от массы тела и площади опоры. С возрастом ребенка показатели сохранения устойчивого равновесия улучша­ются. При выполнении упражнений на равновесие девочки име­ют некоторое преимущество перед мальчиками. В целом в стар­шей группе детям по-прежнему легче даются упражнения, где имеется большая площадь опоры. Но они способны выполнять и короткие упражнения, в которых требуется опора на одну ногу, например, в подвижных играх «Сделай фигуру», «Не оставайся на полу», «Совушка».

 

Органы дыхания

 

Размеры и строение дыхательных путей ре­бенка дошкольного возраста отличаются от таковых у взрослых. Так, они значительно уже, поэтому нарушения температурного режима и влажности воздуха в помещении приводят к заболева­ниям органов дыхания. Важна и правильная организация двига­тельной активности детей. При ее недостаточности количество заболеваний органов дыхания также увеличивается (примерно на 20%).

 

Жизненная емкость легких у ребенка пяти-шести лет в сред­нем 1100-1200 см ‘, но она зависит от многих факторов (длины тела, типа дыхания и др.). К семи годам у детей ярко выражен грудной тип дыхания. Число дыханий в минуту – в среднем 25. Максимальная вентиляция легких к шести годам примерно 42 лц’ воздуха в минуту. При гимнастических упражнениях она увели­чивается в 2-7 раз, а при беге – еще больше. Исследования по определению общей выносливости у дошкольников (на примере беговых и прыжковых упражнений) показали, что резервные воз­можности сердечно-сосудистой и дыхательной систем у детей достаточно высоки. Например, если физкультурные занятия про­водятся на воздухе, то общий объем беговых упражнений для де­тей старшей группы в течение года может быть увеличен с 0,6- 0,8 до 1,2-1,6 км. Прыгать через скакалку дети могут в течение 5 минут. У многих потребность в двигательной активности на­столько велика, что врачи и физиологи называют период от пяти до семи лет «возрастом двигательной расточительности». В зада­чи педагога входит контролировать и направлять двигательную активность воспитанников с учетом проявляемой ими индивиду­альности; предупреждать случаи гипердинамии и активизировать тех, кто предпочитает «сидячие» игры.

 

Сердечно-сосудистая система

 

К пяти годам у ребенка по срав­нению с периодом новорожденности размеры сердца увеличиваются В 4 раза. Так же интенсивно формируется и сердечная дея­тельность, но процесс этот не завершается даже у подростков. В первые годы жизни ребенка пульс его неустойчив и не всегда рит­мичен. Средняя частота его к шести-семи годам составляет 92- 95 ударов в минуту.

 

Развитие высшей нервной деятельности

 

Развитие высшей нервной деятельности характеризуется уско­ренным формированием ряда морфо-физиологических призна­ков. Так, поверхность мозга шестилетнего ребенка составляет уже более 90% размера поверхности коры головного мозга взрослого человека. Бурно развиваются лобные доли мозга. Завершается, например, дифференциация нервных элементов тех слоев (так называемых ассоциативных зон), в которых осуществляются про­цессы, определяющие успех сложных умственных действий: обобщения, осознания последовательности событий и причин­но-следственных отношений, формирования сложных межана­лизаторных связей и др.

 

Так, дети старшего дошкольного возраста понимают сложные обобщения, образуемые на основе межфункциональных связей. Например, ранее они усвоили, что под понятием «одежда» под­разумеваются различные предметы: пальто, платье, рубашка, брюки и др. Теперь они способны выделять признаки, объединя­ющие разные группы, например, могут осознать, что игрушки, мебель, посуду объединяет то, что все они сделаны руками чело­века. У детей расширяются представления об основных видах вза­имосвязей между живой и неживой природой. Все это создает возможность усвоения дошкольниками систематизированных знаний.

 

В учебно-воспитательном процессе необходимо широко ис­пользовать способность центральной нервной системы к образо­ванию сложных межфункциональных связей. У ребенка 5-6 лет проявляется параллельность, одновременность течения нервных процессов в разных анализаторных системах. Так, целями для метания могут служить геометрические фигуры: треугольник, четырехугольник. Попав (после одной-трех попыток) в такую цель, ребенок получает карточку с изображением соответствую- щей фигуры. Число ее сторон (углов) обозначает количество оч­ков, которое он получил (прием разработан В.Н. Аванесовой)

 

На шестом году жизни ребенка совершенствуются основ­ные нервные процессы: возбуждение и особенно торможение. В данный период несколько легче формируются все виды ус­ловного торможения (дифференцировочное, запаздывающее, ус­ловное и др.). Совершенствование дифференцировочного тор­можения способствует соблюдению ребенком правил поведения. Дети чаще поступают «как надо» И воздерживаются от недозво­ленного.

 

Однако задания, основанные на торможении, следует ра­зумно дозировать, так как выработка тормозных реакций сопро­вождается изменением частоты сердечных сокращений, дыха­ния, что свидетельствует о значительной нагрузке на нервную систему.

 

Свойства нервных процессов (возбуждения и торможения)­сила, уравновешенность и подвижность – также совершенству­ются. Дети быстрее отвечают на вопросы, меняют действия, дви­жения, что позволяет увеличивать плотность занятий, включать в двигательные упражнения элементы, формирующие силу, ско­рость, выносливость.

 

Но все-таки свойства нервных процессов, особенно подвиж­ность, развиты недостаточно. Ребенок порой медленно реагиру­ет на экстренную просьбу, в необходимых случаях не может быс­тро по сигналу оттолкнуться, отскочить, отпрыгнуть и др.

 

У детей пяти-шести лет динамические стереотипы, составля­ющие биологическую основу навыков и привычек, формируют­ся достаточно быстро, но перестройка их затруднена, что тоже свидетельствует о недостаточной подвижности нервных процес­сов. Ребенок, например, отрицательно реагирует на смену при­вычного уклада жизни. С целью совершенствования подвижно­сти нервных процессов и придания гибкости формируемым навыкам используют прием создания нестандартной (на время частично измененной) обстановки при проведении подвижных игр, режимных мероприятий и т. д.

 

Развитие личности

 

Возраст пяти лет – последний из дошкольных возрастов, ког­да в психике ребенка появляются принципиально новые образо­вания. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и др. – и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлени­ях о себе и в самосознании, и в самооценке.

 

Появление произвольности – решающее изменение в дея­тельности ребенка: целью последней становится не изменение внешних, окружающих ребенка предметов, а овладение собствен­ным поведением.

 

Существенно меняется представление ребенка о себе, его об­раз Я. Примерно до пяти лет в образе Я ребенка присутствуют только те качества, которые, по мнению малыша, у него имеют­ся. После пяти лет у ребенка начинают появляться представления не только о том, какой он есть, но и о том, каким он хотел бы быть и каким не хотел бы стать. Иными словами, кроме имею­щихся качеств, начинают появляться представления о желатель­ных и нежелательных чертах и особенностях. В образе Я, кроме Я-реального – тех качеств, которые, по мнению ребенка, у него имеются, появляется и Я-потенциальное, которое включает в себя как положительные черты, которые ребенку хотелось бы у себя видеть, так и отрицательные, которые ему не хотелось бы иметь. Разумеется, этот процесс находится еще в зародыше и имеет специфические формы. Так, ребенок шестого года жизни не говорит и не думает о том, что он хотел бы иметь те или иные черты характера, как это происходит с подростками. Дошкольник обычно просто хочет быть похожим на персонажей сказки, филь­ма, рассказа, на кого-нибудь из знакомых людей. Ребенок может воображать себя этим персонажем, – не играть его роль, а имен­но воображать, приписывая себе его качества.

 

Появление Я-потенциального, или Я-идеального, то есть того, каким ребенок хочет себя видеть, является психологической предпосылкой становления учебной мотивации. Дело в том, что учиться ребенка побуждает не только и не столько интерес к изу­чаемым дисциплинам. Вряд ли старательное выписывание пало- чек и букв может представлять для детей особый интерес. Суще­ственным побудителем учения, овладения новыми знаниями и умениями является желание видеть себя «умным», «знающим», «умеющим».

 

Еще одно важное изменение происходит в сфере отношений со сверстниками. Начиная с этого возраста сверстник постепен­но приобретает по-настоящему серьезное значение для ребенка.

 

До этого центральной фигурой в жизни детей, несмотря на окружение сверстников, все же оставался взрослый. Причин тому несколько. До трех лет сверстник является для ребенка лишь более или менее приятным либо интересным объектом. На четвертом году жизни ребенка больше интересуют предметы и игрушки, с которыми действует сверстник, чем он сам. Совмес­тная игра – важнейшая основа детских взаимоотношений – по­-настоящему еще недоступна детям, и попытки наладить ее по­рождают множество недоразумений. Общение в форме обмена впечатлениями и мыслями не представляет интереса, ибо свер­стник не способен ни понять личные проблемы и интересы дру­гого, ни оказать ему поддержку или выразить необходимое со­чувствие. Да и речевые возможности детей четвертого года не позволяют полноценно осуществлять такое общение. На пятом году дети начинают пере ходить к совместной игре и к эпизоди­ческому неигровому общению со сверстниками в форме обмена мнениями, информацией, демонстрации своих знаний.

 

На шестом году жизни ребенка разные линии психического развития, соединившись, образуют благоприятные условия для появления нового типа взаимоотношений со сверстниками. Это, во-первых, развитие речи, которое у большинства детей достига­ет, как правило, такого уровня, что уже не препятствует взаимо­пониманию. Во-вторых, накопление внутреннего багажа в виде различных знаний и сведений об окружающем, которые ребенок стремится осмыслить и упорядочить и которыми он жаждет по­делиться с окружающими. Развитие произвольности, а также об­щее интеллектуальное и личностное развитие позволяют детям самостоятельно, без помощи взрослого налаживать и осуществ­лять совместную игру.

 

Как мы уже отмечали, у ребенка развивается представление о себе, благодаря этому он начинает более дифференцированно воспринимать сверстников и проявлять к ним интерес.

 

Все это, вместе взятое, приводит к двум существенным изме­нениям в жизни детей. Это, во-первых, изменение роли взаимо­отношений ребенка со сверстниками в его эмоциональной жиз­ни и усложнение этих взаимоотношений. Во-вторых, появление интереса к личности и личным качествам других детей. Происхо­дит разделение детей на более заметных и популярных, пользу­ющихся симпатией и уважением сверстников, и детей малозамет­ных, не представляющих на этом фоне интереса для остальных.

 

Дети 5-6 лет уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодей­ствие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Поскольку дети начинают осваивать социальные отношения и понимать под­чиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская. – зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) В играх действия детей становятся весь­ма разнообразными.

 

К моменту поступления в старшую группу большинство детей на занятиях, в труде и других видах деятельности, внимательно слушая педагога, принимают объясняемые им цель и мотив дея­тельности. Это обеспечивает интерес и положительное отноше­ние ребенка к предстоящей работе, позволяет совершенствовать его память, воображение. Задание дети выполняют тем лучше, чем значимее для них мотив предстоящей деятельности. Так, очень эффективна игровая мотивация. Например, большее чис- ло новых слов дети запоминают не на занятиях, а во время игры в «магазин», получив задание сделать необходимые покупки. В игре у всех детей шестого года значительна (до 40-70 минут) дли­тельность удержания цели в памяти. Самостоятельно ставят цель в индивидуальной игре уже воспитанники средней группы, но в старшей с 80 до 92% увеличивается число умеющих ставить цель в общей игре.

 

Развитие психических процессов

 

В старшем дошкольном возрасте познавательная задача ста­новится для ребенка собственно познавательной (нужно овла­деть знаниями!), а не игровой. У него появляется желание пока­зать свои умения, сообразительность. Активно продолжают развиваться память, внимание, мышление, воображение, вос­приятие.

 

Восприятие

 

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; происходит сис­тематизация представлений детей. Они различают и называют не только основные цвета и их оттенки по светлоте, но и промежу­точные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, тре­угольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраива­ют в ряд – по возрастанию или убыванию – до десяти различных предметов.

 

Внимание

 

Возрастает устойчивость внимания, развивается способность к его распределению и переключаемости. Наблюда­ется переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Объем внимания составляет в начале года 5-6 объектов, к концу года – 6-7.

 

Память

 

В возрасте 5-6 лет начинает формироваться произ­вольная память. Ребенок способен при помощи образ­но-зрительной памяти запомнить 5-6 объектов. Объем слуховой вербальной памяти составляет 5-6 слов.

 

Мышление.

 

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только ре­шить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобра­зование объекта и т.д. Развитие мышления сопровождается осво­ением мыслительных средств (развиваются схематизированные и комплексные представления, представления о цикличности из­менений).

 

Кроме того, совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться. Однако начинают форми­роваться операции логического сложения и умножения классов. Так, старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака. В качестве примера можно привести за­дание: детям предлагают выбрать самый непохожий объект из группы, в которую входят два круга (большой и малый) и два квадрата (большой и малый). При этом круги и квадраты разли­чаются по цвету. Если показать на какую-либо из фигур, а ребен­ка попросить назвать самую непохожую на нее, можно убедить­ся: он способен учесть два признака, то есть выполнить логическое умножение. Как было показано в исследованиях оте­чественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать, давая адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их нагляд­ного опыта.

 

Воображение

 

Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребенка проявляется в игре, где он действует очень увлеченно.

 

Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте обус­ловливает возможность сочинения детьми достаточно оригиналь­ных и последовательно разворачивающихся историй. Развитие воображения становится успешным в результате специальной работы по его активизации. В противном случае этот процесс может не привести к высокому уровню.

 

Речь

 

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипя­щие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре, в повседневной жизни. Совершенству­ется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антони­мы. Развивается связная речь. Дошкольники могут пересказы­вать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.Начало формы

 

 

 

Конец формы

 

Начало формы

 

Конец формы

 

 

 

 

 

Характеристика возраста детей 4-5 летнего возраста

 

Возраст от четырех до пяти лет - это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности.                   

 

Физические особенности развития. В среднем дошкольном возрасте физические возможности ребенка значительно возрастают: улучшается координация, движения становятся все более уверенными. При этом сохраняется постоянная необходимость движения. Активно развивается моторика, в целом средний дошкольник становится более ловким и быстрым по сравнению с младшими. Нужно отметить, что возрастные особенности детей 4 - 5 лет таковы, что физическую нагрузку нужно дозировать, чтобы она не была чрезмерной. Это связано с тем, что мышцы в данный период растут хоть и быстро, но неравномерно, поэтому ребенок быстро устает. Следовательно, малышам необходимо давать время для отдыха. Что касается темпов физического развития, то с 4 до 6 лет они существенно не меняются. В среднем ребенок подрастает за год на 5 - 7 см и набирает 1,5 - 2 кг веса. Происходят рост и развитие всех органов и систем детского организма.

 

 Психическое развитие ребенка. В возрасте 4 - 5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем обязательно пригодятся. Типом мышления, характерным для ребенка сейчас, является наглядно-образное. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Однако по мере взросления мышление становится обобщенным и к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит в словесно-логическое. Значительно увеличивается объем памяти: он уже способен запомнить небольшое стихотворение или поручение взрослого. Повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течение непродолжительного времени (15 - 20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности.

 

  Роль игры.  Игровая деятельность по-прежнему остается основной для малыша, однако она существенно усложняется по сравнению с ранним возрастом. Число детей, участвующих в общении, возрастает. Появляются тематические ролевые игры. Возрастные особенности детей 4 - 5 лет таковы, что они больше склонны общаться с ровесниками своего пола. На этом этапе дети начинают устраивать первые соревнования, стремятся добиться успеха.

 

 Творческие способности. Средние дошкольники с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Ребенку нравится заниматься сюжетной лепкой, аппликацией, рисованием. Одной из основных становится изобразительная деятельность.      На этом этапе дошкольник уже овладевает мелкой моторикой, что позволяет рисовать подробно и уделять больше внимания деталям. Рисунок становится одним из средств творческого самовыражения. Ребёнок может сочинить небольшую сказку или песенку, понимает, что такое рифмы и пользуется ими. Яркая фантазия и богатое воображение позволяют создавать целые вселенные в голове или на чистом листе бумаги, где ребенок может выбрать для себя любую роль.

  Развитие речи. В течение среднего дошкольного периода происходит активное развитие речевых способностей. Значительно улучшается звукопроизношение, активно растет словарный запас, достигая примерно двух тысяч слов и больше. Речевые возрастные особенности детей 4 - 5 лет позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться с ровесниками. Ребенок уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого. На данном этапе развития дети овладевают грамматическим строем языка: понимают и правильно используют предлоги, учатся строить сложные предложения и так далее. Развивается связная речь.

 

Общение со сверстниками и взрослыми. Первостепенную важность приобретают контакты со сверстниками. Если раньше ребенку было достаточно игрушек и общения с родителями, то теперь ему необходимо взаимодействие с другими детьми. Наблюдается повышенная потребность в признании и уважении со стороны ровесников. Общение, как правило, тесно связано с другими видами деятельности (игрой, совместным трудом). Появляются первые друзья, с которыми ребенок общается охотнее всего. В группе детей начинают возникать конкуренция и первые лидеры. Общение с ровесниками носит, как правило, ситуативный характер. Взаимодействие со взрослыми, напротив, выходит за рамки конкретной ситуации и становится более отвлеченным. Ребенок расценивает родителей как неисчерпаемый и авторитетный источник новых сведений, поэтому задает им множество разнообразных вопросов. Именно в этот период дошкольники испытывают особенную потребность в поощрении и обижаются на замечания и на то, если их старания остаются незамеченными.

 

 Эмоциональные особенности. В этом возрасте происходит значительное развитие сферы эмоций. Это пора первых симпатий и привязанностей, более глубоких и осмысленных чувств. Ребенок может понять душевное состояние близкого ему взрослого, учится сопереживать. Дети очень эмоционально относятся как к похвале, так и к замечаниям, становятся очень чувствительными и ранимыми. К 5 годам ребенка начинают интересовать вопросы пола и своей гендерной принадлежности. Одной из отличительных особенностей данного возраста является яркая фантазия, воображение. Нужно учитывать, что это может породить самые разные страхи. Ребенок может бояться сказочного персонажа или воображаемых чудовищ. Родителям не нужно слишком волноваться: это не проблема, а лишь возрастные особенности детей 4 - 5 лет. Психология знает много способов борьбы с такими страхами, но важно помнить, что это всего лишь временные трудности, которые сами уйдут со временем, если родители не будут акцентировать на них внимание или использовать против ребенка в воспитательных цели.

 

 Воспитание. Говоря о воспитании детей этого возраста, нужно помнить, что на данном этапе существенно меняется характер. Кризис трех лет благополучно проходит, и ребенок становится гораздо более послушным и покладистым, чем раньше. Именно в это время детям необходимо полноценное общение с родителями. Собственно говоря, в этом и заключаются основы воспитания. Главная функция взрослых сейчас - объяснить как можно подробнее и показать на личном примере. Ребенок впитывает все как губка, с любознательностью первооткрывателя тянется к новым знаниям. Родители должны внимательно выслушивать многочисленные вопросы и отвечать на них(это возраст «почемучек»), ведь в семье дети черпают первые знания об окружающем мире и своем месте в нем. Именно теперь необходимо закладывать нравственные качества, развивать в ребенке доброту, вежливость, отзывчивость, ответственность, любовь к труду. На этом этапе у ребенка появляются первые друзья, поэтому очень важно научить общаться со сверстниками: уступать, отстаивать свои интересы, делиться.

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ  4 -го года жизни

Каждый ребёнок живёт и развивается индивидуально, но тем не менее, все дети проходят определённую последовательность стадии развития.

 

С 3-4 –лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребёнка, в развитии отдельных психических процессов, в отношениях с окружающими. Дети могут быть экспансивными, нежными и  грубыми одновременно. Они стараются понять окружающий их мир. Им всё же трудно отделить собственные фантазии от реальности. Они начинают понимать, что их действия влекут за собой определённые последствия и учатся устанавливать для себя определённые поведенческие ограничения. При этом дети этого возраста отличаются тем, что сейчас они демонстрируют привязанность и послушание, а через минуту становятся требовательными и капризными.

 

Наиболее важные достижение этого возраста состоит в том, что действия ребёнка приобретают намеренный характер. В разных видах деятельности(игре, рисовании, лепке, конструировании, математике,…), а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания эта цель может «теряться».

 

Ребёнок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого. Дети этого возраста обладают большим запасом энергии, но не могут надолго сосредоточиться. Часто учитель становится первым взрослым, не считая родителей, к которому ребёнок начинает испытывать привязанность.

 

Творческая деятельность проявляется  прежде всего в игре. Игра – первая ступень трудового воспитания. Дети могут играть как индивидуально, так и в группе детей. Игры развивают язык, а язык развивает игру.

 

Трёхлетние дети стремительно развивают языковые навыки, легко переходят от детского языка к нормальной описательной речи и обратно. Часто они разговаривают вслух сами с собой в ходе решения какой – либо задачи или во время игры.

 

Для детей 3-4 лет характерны следующие психологические особенности:

 

·         Мышление ребёнка носит наглядно – образный характер;

 

·         Внимание, память, мышление остаются непроизвольными;

 

·         Речь находится на стадии формирования;

 

·         Ребёнок познаёт мир, непосредственно окружающий его в данный момент.

 

 

В возрасте трех лет, а у некоторых детей и  раньше, начинаются  проявляться элементы самостоятельности. Они выражаются в желании делать все самому и по-своему. Такое желание является проявлением своего рода «кризиса» трех лет.

 

Желание быть самостоятельным - это не только «кризис» трех лет, но еще и период эмоциональной любви и доброжелательного отношения к взрослым и окружающим его сверстникам. Время эмоционального отклика.                                                               

 

В три года ребенок  уже умеет сопереживать, помогать сверстникам, утешать и успокаивать их, он может испытывать  стыд за свои поступки. Но поскольку у малыша  мало опыта, то  эти эмоциональные проявления достаточно  не постоянны, нестабильны и зависят от ситуаций в которой оказывается ребенок. Малыш начинает взрослеть к трем годам и у него начинает формироваться умение оценивать то, что он делает. Именно в это время  ребенок начинает замечать,  что делают другие и тоже старается  получить хороший результат. И ребенок расстраивается, если задуманное не получается, начинает капризничать. В данной ситуации нам следует присмотреться к объекту пристального внимания вашего малыша и помочь ему все же преодолеть препятствие, не забыв похвалить его за старания.

 

В этот момент  ребенок активен в общении с окружающими, его поступки доверительны и непроизвольны, а действия ситуативны. Так же в возрасте трех лет закладывается стремление и интерес, которые побуждают ребенка познавать окружающий мир и овладевать различными способами действия. Новое умение радует ребенка и он делиться этой радостью со взрослыми. В этот момент ребенок не может осознать  последствий, он не ощущает опасности и открыт миру. Поэтому не ругайте его за неосторожность.

 

В возрасте 3-4 лет ребенок начинает усваивать правила и нормы поведения, он понимает что можно, чего нельзя. В этот период развития надо спокойно объяснять ребенку, когда он нарушает правило, почему именно так нельзя поступать. В этом возрасте дети  не переживают по поводу сделанного, но они переживают за действия, которые предпримет взрослый, и ваша реакция на поступок очень важна  для вашего малыша. Он ее непременно запомнит, поэтому всегда думайте об ее адекватности.

 

Если  ваш ребенок на детской площадке отобрал у другого ребенка игрушку - вы должны доступно объяснить ребенку, что отбирать чужие вещи плохо. Но если такая ситуация повторяется еще раз, вы должны применить санкции (например увести его домой, тем самым лишив его прогулки и общения с другими детьми).

 

Возрасту от 3 до 4 лет  характерна  очень высокая потребность в движении,  в этот период происходит  формирование физических качеств малыша.

 

К трем-четырем годам нормально развивающийся ребенок   овладевает  навыками самообслуживания. К концу 4 года жизни малыш уже умеет есть за столом, быть аккуратным в туалете, самостоятельно одеваться.Это свидетельствует о развитой  координации.

 

В этом возрасте у ребенка формируются  понятия основной цветовой гаммы (цвета радуги),  основных геометрических форм (круг,  треугольник, квадрат), больше – меньше. От 3-4 лет  у детей начинают формироваться пространственные представления, они ориентируются в квартире, в группе детского сада, во дворе и т. д.