Mina ja keskkond (5-6.aastased lapsed)

 

Ребенок

  •    знает, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают схожими чертами (строение тела, эмоции)а;
  • может осознавать собственные возможности и характерные особенности, понимает, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, знает способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого, стремится находить возможные пути решения конфликтов
  •   знает элементарные правила поведения в городе и природе, о правилах личной безопасности, стремится их соблюдать, знает о службах помощи;
  • может назвать свой домашний адрес, название страны, города;
  • понимает близкие родственные отношения, знает, что родители есть не только у людей, но и у животных и растений;
  • знает и может назвать сезонные изменения и явления в природе, об условиях, необходимых для роста растений, зимующих птиц родного края;
  •    понимает необходимость труда, знает основные трудовые действия людей разных профессий, с которыми он непосредственно сталкивается в процессе жизни и деятельности, а также в процессе ознакомления с другими профессиями;
  • имеет представление о строении своего тела и некоторых функциях своего организма, о полезном и вредном для здоровья;
  • имеет представление о народных промыслах, традициях эстонского и русского народов, традициях семьи;
  •   имеет представление о правилах поведения в общественных местах (в парке, магазине, поликлинике, театре, в гостях, на транспорте, во времяпутешествия) и стремится их соблюдать;
  • имеет представление о трех состояниях вещества на примере воды;
  • узнает и называет по описанию поведения и внешнего вида некоторых диких и домашних животных родного края, растений, птиц, рыб и насекомых;
  •   может устанавливать простейшие причинно-следственные связи между состоянием погоды и действиями человека, понимает, что деятельность человека оказывает влияние на состояние окружающей среды;
  • может различать и называть деревья и кустарники ближайшего окружения по коре, листьям и плодам, составляет календарь     погоды, помогает взрослому ухаживать за растениями и животными ближайшего окружения, обитателями живого уголка;
  • старается соблюдать осторожность, оказавшись в новых жизненных ситуациях.

Keel ja kõne (5-6. aastased lapsed)

Ребенок:

  • может употреблять в речи сложные предложения разных видов, при пересказе использует прямую и косвенную речь;
  • может самостоятельно составлять рассказы о событиях из личного опыта ( по образцу учителя, по схеме), по сюжетной картине, по набору картинок, сочинять концовки к сказкам, истории на заданную тему, пересказывать неболь литературные произведения;
  • в заданиях может подбирать к существительному несколько прилагательных, заменять слово другим сходным по значению
  • определяет место звука в слове, различает звуки и буквы, узнает и называет буквы русского алфавита;
  • умеет отвечать на вопросы по содержанию произведения, беседовать, выражать свое мнение на описываемые события,
  • узнает и называет знакомые жанры художественных произведений, называет знакомые, любимые сказки, рассказы,
  • может эмоционально, активно реагировать на содержание литературных произведений, сопереживать, сочувствовать литературным героям;владеет навыком диалогической речи;
  • использует в речи слова, относящиеся к миру взаимоотношений среди людей

Matemaatika (5-6. aastased lapsed)

Ребенок:

  • пересчитывает предметы в пределах 10, называет числовой ряд до 10 в прямом порядке;
  •   умеет продолжить заданную закономерность;
  •   умеет группировать объекты по цвету, форме, размеру, общему названию;
  •   устанавливает пространственно-временные отношения, использует слова: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше, позже, вчера – сегодня – завтра;
  •   умеет сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, массе, вместимости как непосредственно (визуально, приложением, наложением), так и с помощью произвольно выбранных мерок (мерных стаканчиков, полосок бумаги, шагов и т.д.);
  • узнает известные геометрические фигуры среди предложенных, а также среди объектов окружающей действительности;
  • может объединять группы предметов (части) в целое, выделять часть из целого; объяснять свои действия и называть число элементов в каждой части или целом;
  •   умеет составлять с помощью педагога простые арифметические задачи по рисункам, а также составлять математические рассказы и отвечать на поставленный педагогами вопрос «Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось,
  • может моделировать реальные и абстрактные объекты из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 5–10 деталей по образцу;
  • ориентируется в пространстве относительно себя и другого объекта в качестве точки отсчета.

Kunst (5-6. aastased lapsed) 

 

  • Ребенок:
  •  имеет представление о холодных и теплых цветах, характеристиках света (дневной, искусственный), об основах перспективы, об особенностях орнаментов;
  • может самостоятельно применять различные техники в рисовании предметов и явлений окружающего (тычок, примакивания, рисование по мокрому и т.д.);
  • умеет передавать в рисунке движение и его характер; самостоятельно подбирает светлые и темные тона, смешивает краски, создавая новые оттенки, самостоятельно подбирает цвета для рисунка;
  • использует при необходимости шаблоны и трафареты, готовые выкройки,  использует линейку, знаком с понятием  «симметрия»;
  • может рационально использовать материалы для работы; выбирать и обосновывать приемы работы и использовать различные инструменты; строить свою работу в соответствии с правилами композиции, перспективы; изображать (вырезать, наклеивать и т.д.) предметы по памяти, с натуры, обращая внимание на форму, пропорции, объем, перспективу;
  •  работая с пластическими массами, имеет представление о правилах передачи движений человеческой фигуры и животных; о правилах составления узоров на плоских и объемных формах, о новых способах крепления деталей (в углублении и ленточным) и украшениях работы;
  • умеет сгибать лист гармошкой, вчетверо, в разных направлениях, создавать простые фигуры и композиции в технике оригами;
  •   умоетт правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
  •   получает удовольствие и радость от экспериментирования с разными материалами, умеет выразить себя в творчестве;
  • рассказывает о своих работах как о произведениях искусства, называет материалы и техники, использованные в работе, уважительно относится к своему труду и труду сверстников.

        Liikumine (5-6. aastased lapsed)

  Ребенок:

  • умеет выполнять ходьбу и бег колонной и парами, между предметами и с выполнением разных заданий;
  • выполняет прямой и боковой галоп, приставной шаг в сторону, двигается подскоками
  • при выполнении упражнений на равновесие держит спину ровно и смотрит вперёд
  •  умеет лазать по лесенке до четвертой  рейки и спускаться, не пропуская реек;
  • может спрыгивать в глубину, через ручеёк, принимая правильное исходное положение, а также прыгать с продвижением вперёд , приземляясь на носочки;
  • подбрасывает и ловит мяч, ударяет об пол и ловить, катит его между кеглями, не задевая их;
  • уверенно метает мешочки с песком вдаль, принимая правильное исходное положение;
  • в подвижных играх сохраняет положительный настрой, старается соблюдать правила

Muusika (5-6.aastased lapsed)

Ребенок:

  •   может различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня), звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка), может узнавать знакомое произведение по мелодии, вступлению произведения;
  •   с интересом слушает музыкальные произведения;
  •   может различать высокие и низкие звуки;
  • может петь по памяти некоторые народные и детские песни без напряжения, плавно, легким звуком, отчетливо произнося слова, некоторые дети могут петь без сопровождения музыкального инструмента;
  • умеет выполнять несложные музыкальные движения, может самостоятельно менять движения в танце в соответствии с изменением характера музыки;
  •   исполняет поставленные учителем танцы, используя выученные танцевальные элементы, и соблюдает их последовательность;
  •   участвует в инсценировке содержания песни, хоровода, действует, не подражая сверстникам;
  • играет на металлофоне по одному и небольшими группами, начинает и заканчивает игру вместе со всеми, играет в одном темпе со всей группой Eesti keel kui teine keel (5-6.aastased lapsed)
  • Laps:
    • oskab koostada lihtsamaid fraase ja lauseid;
    • kasutab endast rääkides sõna MINA;
    • vastab küsimustele õpitu piires;
    • teab peast mõnda lähikest laulu või luuletust;
    • tunneb huvi eesti keeles lugemise ja kirjutamise vastu;
    • tunneb kirjapildis ära oma nime;
    • tunneb ära õpitud sõnad, väljendeid ja mõistab neid;
    • mõistab õpitud küsimusi;
    • kuulab eestikeelset ettelugemist või jutustamist ning tunneb kuuldu pildil järel;
    •   kasutab õpitud  viisakusväljendeid;
    • tunneb eesti rahvussümbolitest ära Eesti lipu, rahvuslille, rahvuslinnu ja nimetab neid;
    • \\\\oskab nimetada mõningaid Eestis tähistavaid riiklikke ja rahvaslikke tähtpäevi;
    •   laulab mõnda tuntud eesti lastelaulu;
    • oskab jutustada peast mõnda eestikeelset liisusalmi.